Отдание праздника пятидесятницы. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы

Мы слышим проповедь Господа в Храме. «В половине праздника вошел Иисус в храм и учил» . Он учит в Храме, чтобы посрамить Своих гонителей. Он показывает, что не боится их. Их обязанностью было учить народ в Храме. Но они учили его учениям и заповедям человеческим, и потому Господь входит в Храм и учит народ.

«Как Он знает Писания, не учившись?» Наш Господь не учился в пророческих школах или у ног раввинов. Он не мерою принял Духа. И не имел нужды в поучении человеками и через человека. Разумеется, служители Христовы должны трудиться, чтобы обретать знания обычным путем. Но при этом помнить, что без просвещения свыше их слово может оказаться медью звенящей или кимвалом бряцающим.

Как узнать, истинно ли учение Христово? Кто исполнился решимости жить по заповедям Христовым, «тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» . Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует.

Христос - Божественный Учитель - не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» - спрашивает преподобный Силуан Афонский. И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией . Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляется по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и - по отношению к человеческим душам, которые они обманывают.

И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в преступлении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа, якобы за нарушение Закона.

Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению .

«Не судите по наружности , - говорит Господь, - но судите судом праведным ». Те, кто являет себя праведными перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нём .

И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в Храме. Может быть, Он, действительно, Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришел, - рассуждают они, - Его дом - в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном. А в христианстве всё обстоит иначе. Если бы Бог был только в необычном, Он редко бы был с нами. В то время как, пребывая в обыденном, Он - с нами всегда .

«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» .

Ответ Господа не может не потрясти народ и его духовных вождей. Правда, что они знают, кто Он и откуда. Но также правда, что Он пришел от Бога.

И Господь говорит им, что они не знают Бога, а Он знает Его. Он - Единственный, Кто знает Бога. Только у Него одного - единственные отношения с Богом. И эти слова Спасителя оказываются решающими в Его жизни. До сих пор иудейские власти смотрели на Него как на дерзкого нарушителя субботы, а теперь они могут обвинить Его в самом высшем грехе - в богохульстве. Они видят, что Он говорит об Израиле и о Боге, как никто из людей не имеет права говорить.

Самое поразительное во всём этом - то, что каждый из нас поставлен именно перед таким выбором. Если ложь то, что Христос говорит о Себе, Он виновен в богохульстве, на какое не осмеливался никто и никогда. Но если это истина, Он есть никто иной как Сам Бог. Жизнь дается каждому человеку только для того, чтобы он мог сделать этот выбор .

Протоиерей Александр Шаргунов

День Отдания праздника Троицы-Пятидесятницы - это ещё один повод вернуться к событиям торжества, переосмыслить его...
ЧТО ТАКОЕ «ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА»?

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике онсопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис — переводится с греческого языка как «возвращение»?

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29:35-39).
Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества "ушедшему" великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков — 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.
Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке — еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих — в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.
В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь — живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню — это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника — это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно — и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).
В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?
И вообще — знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.
Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это — прежде всего…
Виктория Матвеева
Источник:


Еще о нас печалуется Троица,
Еще не все мы веру потеряли,
Еще Россия на Земле устроится
И люди утолят свои печали.

И сердцу сокровенное откроется:
В грядущее струится свет былого.
Тьму победила Сергиева Троица -
И просияла «Троица» Рублева.

И сердце верующее настроится
На дивное творение Шмелева -
На «Богомолье»… Да святится Троица
В конце тысячелетия второго.
(В.Спринчан)

Троицу празднуем всю седмицу,которая так и именуется - Троицкая седмица!
"Попразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения: в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, и ученики просвети, и сия неботаинники показа. Свет прииде Утешителя, и мир просвети."
Отдание Праздника - в субботу накануне дня Всех Святых,поэтому Троицкая седмица иначе прозывается Всехсвятской.

Наш фотоальбом ТРОИЦА СВЯТАЯ, СЛАВА ТЕБЕ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.473437289466287.1073 742266.100004000613160&typ e=1&l=201347c3e5

"Как у нас в году три праздника: Первый праздник Семик честной, Другой праздник Тройцын день, А третий праздник Купальница" Семик - это четверг на последней неделе перед Троицей-Пятидесятницей.

Мы празднуем Семик честной,как исстари было принято на Святой Руси:лицом к лицу с природой,хотя и стиснутой каменными городскими стенами!В Семик мы идем на свидание с березками.Ведь совсем скоро,на Троицу,мы принесем березку в свой дом!
Наш фотоальбом СЕМИК ЧЕСТНОЙ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.287145788095439.1073 741937.100004000613160&typ e=1&l=68cf5925d6

Дожидаются березки белоснежные,
На коре,застыв,росятся слезы нежные...
Срежем ветви и в пучки завяжем тесные.
Пахнет горечью прохладною,древесною.
Уберем весь дом наш листьями душистыми,

На траве,в цветах и с веткою зеленою,
Встретим Троицу пред ветхою иконою...
(Автор не известен)
Наш фотальбом БЛАГОСЛОВИ НАМ,ТРОИЦА СВЯТАЯ,В ЛЕС ПОЙТИ... https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.287796061363745.1073 741943.100004000613160&typ e=1&l=146f3d5a64

Убираем дом наш ветками душистыми,
И травою,и цветами золотистыми.
На траве,в цветах и с ветками зелеными
Встретим Троицу пред древними иконами!
Наш фотоальбом ТРОИЦА! УКРАШАЕМ ДОМ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289700867839931.1073 741948.100004000613160&typ e=1&l=20e76c49f2

Наш фотоальбом ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289603461183005.1073 741946.100004000613160&typ e=1&l=8fe892b80d

Завьем,завьем
На Троицу веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой,мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я,молодешенька,
Весь год веселешенька!
Наш фотоальбом ТРОИЦКИЙ ВЕНОК https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289820184494666.1073 741949.100004000613160&typ e=1&l=4690e110c1

Церковь на пригорке солнечно светла,
Как скороговорки,звон в колокола.
Светел звон веселый -день сегодня свят:
Золотые пчелы тяжело гудят.
В окна церкви тесной пение летит,
И "Царю Небесный" в воздухе дрожит.
Все цветы,былинки тихо шелестят,
Кое-где росинки - огоньки горят.
Это Богу свечки цветики зажгли,
Облака-овечки тянутся вдали...
(автор не известенъ)

Наш фотоальбом ТРОИЦА ПРИШЛА! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289882464488438.1073 741950.100004000613160&typ e=1&l=27373482ef

На Троицын день есть обычай прекрасный
С цветами во храм приходить...
Как много в нем силы и кроткой, и властной
Застывшее сердце смягчить!
Весеннее утро:и блеск и прохлада,
И песни веселые птиц,
Вся в зелени церковь,
Вся в блеске наряда,
И радостью веет от лиц.
И молятся люди молитвой прилежной
Творцу мировой красоты;
И дышут в руках у них свежестью нежной
И льют ароматы цветы.
И с их ароматом к небесному своду
Несутся молитвы сердец;
И верится сладко, что внемлет народу,
Как детям любимым, Отец!
Прекрасный обычай...
Как стройно сближенье весны и молитвы святой!
Как трогает душу,как будит моленье
Природа своей красотой!
(автор не известен)

Наш фотоальбом ТРОИЦЫН ДЕНЬ https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.289589777851040.1073 741945.100004000613160&typ e=1&l=8fcc0ede00

Помните у Сергея Есенина:
"Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон..."
Как отрадно идти в Троицын день по городу от березы к березе и слушать этот перезвон...
Наш фотоальбом ТРОИЦА:БЕЛЫЙ ПЕРЕЗВОН https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.290030761140275.1073 741951.100004000613160&typ e=1&l=bf89607f81

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Наш фотоальбом ДУХОВ ДЕНЬ! https://www.facebook.com/ media/set/ ?set=a.290536961089655.1073 741954.100004000613160&typ e=1&l=7dc6dbe4a7

"Во всякое время с ними Дух Свят пребываше,
В сердцах почиваше,в очах цветом цветяше;
На всяком месте в них всегда сияше
Рыбарями огненные словеса испущаше...
Спас Избавитель и Дух Утешитель,
Отец Безначальный Творец Бог и Сын Единородный,
Божеством сим равный,
И Дух сопрестольный,существом купно полный,
Святый Боже,от Премудрости Твоей, Творче,
Святый Крепкий-Сильный,во всех языках дивный!
Святый Бессмертный Царю,всегда аз благодарю!
Приими от нас,рабов Твоих,пение днесь сию хвалу,
Поюще Тебе на веки,преклоняем свою главу!"
(Народный стих "На Сошествие",поемый каликами перехожими в Духов день на Святой Руси)Наш фотоальбом ДУХОВ ДЕНЬ:ПРАЗДНУЕМ С ДУХОМ СВЯТЫМ!

2 июня, в субботу 1-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает отдание праздника Святой Троицы – Пятидесятницы.

Тропарь праздника Пятидесятницы, глас 8:

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.


Кондак праздника Пятидесятницы, глас 8:

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых (таковым является праздник Святой Троицы – Пятидесятницы) и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной Литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Греческий аналог нашему отданию – аподосис – переводится с греческого языка как «возвращение».

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета – в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23, 36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и в Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29, 35–39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке – еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно, в XVII веке появляется традиция праздновать отдания дней памяти угодников Божиих, в частности святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, святого мученика-архидиакона Лаврентия, святой мученицы Агнессы.


Святая Троица.

Роспись крипты храма в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время Литургии читаются Апостол и Евангелие дня.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню – это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника – это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно – и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено, по возможности, избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в помощи и врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом описанном святым царем и пророком Давидом «духе сокрушенном»?

И вообще знаю ли я, насколько важен этот завершительный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько подлинна или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на богослужение и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это – прежде всего…


Икона Святой Троицы. Преподобный Андрей Рублев

Троица: в круге Божественного света

День Святой Троицы – один из главных христианских праздников.

Праздник Святой Троицы отсылает нас к рассказу о Сошествии Святого Духа на апостолов: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1–4).

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом, с дарами спасающей благодати для человеческой души. Именно в день Святой Троицы ученики Христовы основали Церковь. А Сошествие Святого Духа на апостолов указывает на краеугольный камень в ее основании – Троичность Бога. Этот образ триединства и воплотил в своей «Троице» великий иконописец Андрей Рублев.


Иконописец духом Божиим

26 июня – день памяти прп. Андрея Рублева, по духу являющегося одним из учеников преподобного Сергия Радонежского.

К сожалению, о самом Андрее Рублеве мы знаем не так уж много. Не знаем точно, когда он родился, хотя исследователи и называют приблизительную дату – 1360 год. Не знаем, как звали его до пострига. Нам даже неведом день его смерти. Предположительно, Андрей Рублев упокоился осенью 1427 года. Такой вывод можно сделать, если опираться на житие игумена Никона, составленное Пахомием Сербом, где говорится, что Андрей Рублев умер вскоре после завершения росписи Троицкого собора и до того, как преставился сам Никон Радонежский, а дата смерти настоятеля Троице-Сергиевого монастыря известна точно – 17 ноября 1427 года. Но не так уж и страшно, что мы знаем так мало фактов из биографии Андрея Рублева – ведь нам хорошо известны основные моменты его духовной жизни.

Известно, что жизнь великого иконописца была крепко связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевым и московским Спасо-Андрониковым. Известно, что в первом монастыре прошли молодые годы инока, там же он принял постриг. Знаем мы также, что художественные умения чернеца Андрея Рублева высоко ценились на Руси и ему поручали расписывать великие соборы: Благовещенский в Московском кремле, Успенский во Владимире, Троицкий в обители Преподобного. Но, конечно, особый подарок человечеству монах-иконописец Андрей Рублев оставил, написав уникальную икону Живоначальной и Нераздельной Троицы. Последователь исихазма, он сумел воплотить в ней безмолвную, пронизанную энергией Божественного света беседу Трех Лиц Святой Троицы.


Три Ангела с Небес спустились

Когда игумен Никон Радонежский, ставший после смерти преподобного Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря, решил украсить новый белокаменный Троицкий собор, воздвигнутый на месте старого деревянного храма, он призвал Андрея Рублева и Даниила Черного не только расписать храм фресками, но и написать большое количество икон для многоярусного иконостаса. Как сообщает Строгановский иконописный подлинник, «преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…» Эта икона должна была расположиться по правую сторону Царских врат.

В основу рублевской «Троицы» лег известный библейский сюжет. Как повествуется в Ветхом Завете, к старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и он вместе со своей супругой Саррой угощал их под сенью дуба Мамврийского, втайне догадываясь, что оказывает гостеприимство Самому Господу. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт. 18, 1–8).

На иконе Рублева нет ни Авраама с Саррой, ни заклания тельца, ни яств. Лишь фигуры трех Ангелов и Чаша в центре стола, а на заднем плане Мамврийский дуб, дом и скала. Икона под кистью Андрея Рублева обрела новый, евангельский, смысл. На место библейского рассказа об Ангелах, спустившихся с Небес дабы сообщить Аврааму благую весть, пришла совсем другая история, символизирующая Новый Завет. И Чаша на столе перестала быть символом обычной трапезы, превратившись в прообраз Евхаристии. Смиренный инок Андрей приоткрыл перед нами Тайну Предвечного Совета, на котором Сын добровольно принимает Чашу с головой тельца. Это образ Жертвы, на которую пошел Христос из любви к людям и которая изменила историю человечества. На смену Троице Ветхозаветной приходит Троица Живоначальная.


Символ Любви и Жертвы

По образному выражению блаженного Августина, постичь Тайну Святой Троицы труднее, нежели вычерпать море ложечкой. Но Андрею Рублеву, похоже, удалось приподнять ее завесу. Впрочем, возможно, каждый из нас, всматриваясь в великое творение инока Андрея, сможет открыть для себя что-то свое.

Но давайте посмотрим на икону внимательным взглядом. Перед нашими глазами предстают три Лица Святой Троицы – на иконе они расположены в том порядке, в каком исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел, сидящий слева, символизирует Бога Отца, второй, в центре иконы, – Бога Сына, и третий, на иконе справа, – Духа Святого. Невольно поражаешься одухотворенности Ангелов: тела их стройны и легки, невесомы.

Ангел, символизирующий Бога Отца, облачен в синее одеяние – это символ Его Божественной, Небесной природы; а светло-лиловый гиматий – верхнее одеяние – свидетельствует о Божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Над Его главою возвышается дом с жертвенником. Это не только жилище Авраама, но и символ Божественного Дома, образ домостроительства. Во всем облике Ангела чувствуется отеческая начальственность: Его глава почти не наклонена, а взгляд обращен к двум другим Ангелам, которые, склонив главы, с почтением внимают Ему.

Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его срединное положение определяется значением второго Лица в недрах Святой Троицы. Над Его главою простирает свои ветви дуб, а облачение соответствует тому, как обычно изображается Спаситель. Нижнее одеяние имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, а синий плащ, свободными складками облегающий стан Ангела, указывает на Его Божественное достоинство.

Голова Ангела наклонена влево, к Отцу. Вся Его поза говорит о готовности пройти до конца полный страданий путь. Ни возражений, ни противоречий, ни сомнений со стороны Сына Божия – только готовность. Неслучайно у этого Ангела в верхнем одеянии присутствует голубой цвет – символ Божественного великолепия. Это означает, что Бог хочет открыть Себя в Иисусе Христе. На хитоне нашит золотой клав – символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. Также клав трактуется как знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя. За Ангелом – дерево, которое не только символизирует Мамврийский дуб из Ветхого Завета, но и образ «древа жизни», путь к которому после изгнания из Рая первых людей велено было заградить.

В Ангеле, помещенном на правой стороне иконы, мы видим образ Святого Духа. Линия Его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего Ангела. Во всем облике видна безоговорочная готовность и преданность, а выражение лица открывает в Нем Утешителя, Который одновременно и умиротворяет, и поддерживает. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее – легчайшего дымчато-зеленого. Как известно, зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Позади Ангела гора – древнейший символ всего возвышенного. В Библии гора – образ «восхищения духа». Недаром же многие знаменательные события происходят на горе: получение Моисеем скрижалей Закона на горе Синай, Преображение на горе Фавор, Вознесение Христа на горе Елеонской.

Все три Ангела держат в руках жезлы, знаменующие Божественную власть. А вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в центр иконы, где изображена Чаша. Святая Троица словно бы находится в едином круге Божественного света.

Перед нами не просто трапеза, но Трапеза Евхаристическая. Стол на иконе не просто символ трапезы вообще – это и жертвенник, и одновременно Престол, Гроб Господень. В рублевской «Троице» Чаша смертная – это залог будущей жизни и свидетельство любви, ради которой Спаситель приносит Себя в жертву.

Особый символ «Троицы» – необыкновенные краски, тот самый небесно-голубой, именуемый «рублевским голубцом». С помощью этой краски Андрей Рублев пытался передать возвышенную Небесную красоту, которая может открыться земному взору.


Молчаливая беседа

Создавая свою «Троицу», молчальник Андрей Рублев сделал акцент на безмолвной беседе, которую ведут три Ангела Божиих, принимая решение. Мы понимаем, что лишь при однозначном согласии всех трех ее участников Бог может спасти этот грешный мир. Но план этот может исполнить лишь Один – Иисус, Сын Божий, а Бог Отец готов принести в жертву возлюбленного Сына Своего ради спасения мира. Разговор идет без слов, и лишь намек на согласие видим мы в том, как левый и средний Ангелы благословляют Чашу. Благословление Чаши Ангелом в середине – знак Его готовности принять на себя жертву: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). На этот подвиг Его вдохновляет Бог Отец, Его лик выражает глубокую печаль. Дух Святой выступает здесь как Утешитель.

Рублевская «Троица» – это иконописное изображение акта величайшей, по учению христианской Церкви, жертвенной любви. И потому, приходя в день Святой Троицы и праздник отдания Пятидесятницы в храм, давайте будем вспоминать слова из блаженного Августина, который призвал всех «верить, что Отец, Сын и Дух Святой являются Единым Богом, Создателем и Правителем сотворенной Вселенной; и что ни Отец не есть Сын, ни Дух Святой не есть Отец или Сын, но что Троица состоит во взаимном общении Лиц и в равносущном единстве» (Блаженный Августин «О Троице», часть 2, кн. 9). И верить в Троицу, Единосущную и Нераздельную.


Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы . Обре́тение мощей свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.

Мч. Фалале́я. Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского.

При совершении службы отдания праздника Пятидесятницы в соединении с полиелейной службой в честь обре́тения мощей свт. Алекси́я следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы... в суббо́ту пред Неде́лею Всех святы́х, во отда́ние пра́здника Пятьдеся́тницы».

Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «пое́м еди́наго напреди́, а друга́го в настоя́щий пято́к, на повече́рии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1-е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1-я и 2-я Маркова глава).

Примечание. Рядовая служба Минеи (мч. Фалале́я) может быть перенесена на повечерие. Полиелейная служба равноапп. Константина и Елены с Недели Всех святых, 21 мая, может быть перенесена на пятницу, 19 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, Росси́йстии собо́ри…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прииди́те, лю́дие…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 .

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Неиздае́ма есть благода́ть…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́...».

По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Не́бо веду́щий путь…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе: «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15) и святителя.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...».

Паримии Пятидесятницы не читаются.

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Отдание праздника Святой Троицы, дня Пятидесятницы - излияния Духа Святаго, рождения Церкви Христовой. Учение о Святой Троице является основополагающим Божественным Откровением, непостижимым для человеческого ума. Посредством человеческих слов нам отчасти открывается Богооткровенная истина Бога о Самом Себе и приоткрывается некая завеса Тайны Самой Святой Троицы. Мы как христиане верим в Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Дабы как-то приблизить понимание о Боге троичном в Лицах, но едином по существу, в разные времена Троицу сравнивали то с солнцем, то с источником воды. Чтобы понять Святую Троицу, необходимо совершить подвиг молитвы, ибо мы знаем, что истинный богослов тот, кто молится. И эта тайна богословия Святой Троицы может открыться человеку тогда, когда он преуспеет в этом молитвенном подвиге своём. Наперёд скажу, что тайна понимания Святой Троицы, помимо посредства молитвы, заключается в любви. Ибо Единосущие подкрепляется этой великой и главной добродетелью. Когда мы говорим, что любим человека, мы порой не осознаем смысла этого глубочайшего слова. Поскольку для нас, большей частью, понимание любви - это некие особые чувства к тому или иному человеку, какое-то доброе благорасположение, может быть, желание находиться рядом, привыкание к этому человеку. Но чаще всего слово «любовь» нами определяется как некое чувство, которое возникает «за что-то»: за какие-то добрые взаимные к нам расположения, за красоту физическую, телесную. Но на самом-то деле любовь является самопожертвованием, и это её основное понятие. Хотя в миру и говорят, что нет определения любви, но любовь - это когда мы любим человека просто так, за то, что он есть, когда мы готовы принести себя в жертву ради его благосостояния и благополучия. Именно такое определение любви дал нам Сам Господь, когда Бог Отец послал Сына Своего Единородного в этот мир, когда Он воплотился и ради любви к роду человеческому принял на Себя страдания, распятие и смерть. Это совершение подвига было во имя любви к роду человеческому. Господь мог стереть нас с лица земли - строптивых, себялюбивых, гордых, ненавидящих друг друга, которым мешает всё в этом мире, в том числе и природа - дождь и даже соловьи, которые мешают спать. Наше око злое - мы видим в друг друге одно зло, ничего доброго не видим и не ощущаем. И вот к нам, таким непотребным, две тысячи лет назад пришёл Господь Бог, чтобы сделать нас лучше, чтобы наш взгляд стал добрым, чтобы мы видели друг друга не через извращенную призму зла, а через призму любви, самопожертвования. Сам Господь дал нам пример этого подвига любви. Его любовь к роду человеческому «ни за что». Более того, мы не заслуживаем этой любви! Вы сами понимаете, насколько мы порочны и не имеем даже толики самопожертвования. Но добродетель любви возникает не сразу, хотя порой мы имеем некое доброе расположение друг к другу. Это путь всей нашей жизни, чтобы в конце концов любить всех просто так, во имя самопожертвования. На пути к этой добродетели есть множество других, но первоочередной, фундаментальной добродетелью является смирение. Оно самым непосредственным образом связано с сегодняшними днями празднования Святой Троицы, Пятидесятницы, поскольку Священное Писание нам говорит об исполнении благодатью Божией тех, кто исполнился добродетелью смирения. В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). То есть, первым этапом исполнения Духа Святаго в нашем сердце является наличие смирения - осознание своего недостоинства; понимание своей греховности, нечистоты; понимание того, что вокруг - самые лучшие люди, а ты являешься самым испорченным человеком. Только когда мы к себе относимся с неким предубеждением и строгостью, а к ближним, наоборот, - со снисхождением и добрым расположением, наше спасение становится истинным. Но если мы к себе имеем строгость и эту строгость начинаем проявлять к другим, тогда у нас появляется некий суррогат духовной жизни. И не понятно, чем мы исполняемся - благодатью Божией или греховной составляющей. В прошлое воскресенье, в день Святой Троицы, когда мы посещали храм Божий, наверное, многие из вас ощущали состояние умиротворения. Всё к тому располагало: продолжительное богослужение, стояние на коленях. Вспомните, какими вы выходили из храма в этот день. Я думаю, что многие из вас были умиротворены, одухотворены. То есть, каждый почувствовал благодать Божию, которой была исполнена вся Церковь, и мы частично имели излияние Духа Святаго. Это не зря происходит в день Святой Троицы, чтобы мы имели возможность ощутить то, к чему должны стремиться и через добродетель смирения стяжать - благодатное состояние души. Мне хотелось бы, братья и сестры, пожелать всем нам исполняться благодатью Духа Святаго, понимать, что благодать Божия нас посещает тогда, когда мы осознаём свою греховность и смиряемся пред Богом. Окружающие нас люди заслуживают от нас доброго расположения. И мы не можем поступать так, как поступали в Ветхом Завете - око за око, зуб за зуб. Мы в Новом Завете понимаем по-иному: за хуление мы благословляем человека, за недолжное к нам расположение мы относимся к этому человеку по-доброму. Иначе какой смысл нашего нахождения в храме, если мы не исправляемся?! Да поможет нам Господь Бог исправиться, очиститься, одухотвориться и исполниться в конце концов самой главной добродетелью Божией, которую имеет и с нами делится Святая Единосущная и Нераздельная Троица.
Аминь.

Проповедь епископа Воскресенского Саввы в день Отдания праздника Пятидесятницы.Русская Православная Церковь Московский Патриархат Московская (городская) епархия

Поделиться: