Как появился праздник масленица. Масленица: история праздника и его традиции Будут ли отмечать масленицу

Масленица - один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны.

История праздника

На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — языческого бога солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после.

С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не решилась, несмотря на все развеселые и не очень-то соответствующие религиозным правилам традиции: уж слишком значимым был этот праздник для народа. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.

Борис Кустодиев. Масленица. 1916г.

Масленица: почему так называется?

Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. Ведь нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда будто бы и пошло название, связанное с масляными блинами. Еще эту неделю называли мясопустной - из-за того, что происходит воздержание от мяса, и сырной - потому что на этой неделе едят много сыра.

А еще называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Традиции и обычаи

Наши предки почитали солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, - блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия.

Также в Древней Руси блины считались поминальным яством и готовили их в память об ушедших родственниках. Блины стали и символом погребения Зимы.

Блинов на Масленицу нужно было печь и есть как можно больше. Подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. Выпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечения солнца, благоденствия, достатка, благополучия. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна, тем лучше будет урожай.

Сергей Уткин. Блины. 1957г.

Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга, ведь солнце — круглое. Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка. Кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла.

Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.

На Масленицу всегда принято было как можно больше есть и веселиться.

Борис Кустодиев. Масленица. 1919г.

Наши предки считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Кстати, в языческие времена на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.

Масленичная неделя

Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины.

Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.

Итак, дни масленичной недели:

Понедельник - "Встреча".

Первый день масленичной недели называется «Встреча» - это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам.

В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний. В этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли.

Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, радуясь началу масленичной недели.

И именно в этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья.

Вторник - "Заигрыши".

Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек.

Леонид Соломаткин. Масленица. 1878г.

В этот день звали родных и знакомых на блины.

Заигрыши были днем сватовства в деревнях. Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и украдкой гадали, кто же из них первым пошлет сватов. И родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве.

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу.

Среда - "Лакомка".

В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. Теща должна была вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировала расположение мужу своей дочери. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Зятьев могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. Зятья славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодеваниями. Женщины и девушки собирались вместе, катались на санях по деревням и также распевали веселые песни и частушки.

Четверг - "Разгул".

С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, шумно пировали, все это сопровождалось веселыми хороводами и песнопениями.

В этот день обычно проходили кулачные бои и игры «стенка на стенку», где молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Участвовать в боях и соревноваться могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах. Причем к бою готовились очень серьезно: парились в бане, сытно ели, чтобы набраться сил, и даже обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Одной из любимых традиционных потех был штурм и захват ледяной крепости. Парни строили городок из льда и снега с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись, как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891г.

Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Дети и молодёжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Их охотно угощали лакомствами и передавали приветы и поклоны их родителям и родственникам.

В городах жители, разодевшись в лучшие наряды, участвовали в праздничных гуляньях, ходили на театральные представления и в балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

Константин Маковский. Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869г.

Пятница - "Тещины вечерки".

В этот день зять приглашал тещу к себе на блины. Теща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Семейные посиделки скрепляли отношения между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла.

Суббота - "Золовкины посиделки".

В этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины. Если золовки, сестры мужей, были незамужними, невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки. Если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная по обычаю готовила подарки своим золовкам и одаривала каждую.

Воскресенье - "Проводы Масленицы". Прощеное воскресенье.

Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга, и кланялись, прося о прощении. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Также в Прощёное воскресенье было принято ходить на кладбище и поминать усопших родственников.

Как и много лет назад, так и сегодня кульминацией всей Масленицы считается сжигание чучела в воскресенье. Это действие символизирует проводы зимы и наступление весны. В этот день люди устраивали ярмарки, чаепития с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела Масленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, мечтая, чтобы вместе с ним сгорело все плохое, что было в жизни, а пепел рассыпали по полям.

Семён Кожин. Масленица. Проводы зимы. 2001г.

Большие костры тоже были значимой традицией, их жгли специально, чтобы растопить остатки снега и поскорей позвать в гости красавицу весну. В костры кидали старые ненужные вещи, избавляясь таким образом от всего, что мешало жить. Вокруг костров водили хороводы, а одной из любимых забав были прыжки через пылающий костер. В этот день забывались все старые обиды и конфликты, и говорили: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Масленичные приметы.

С Масленицей связано много примет. Считается, что чем больше напечь блинов, тем больше удачи, денег и здоровья будет в семье в этом году. Если же поскупиться на угощение и напечь мало блинов, то с финансами будет неважно.

Если блины получались плохо пропеченными или некрасивыми, это означало, что не за горами трудные времена, болезни и неприятности. В процессе приготовления блинов надо было обязательно находиться в хорошем настроении, думать о благих делах и желать каждому, кто угостится блинчиком, добра и счастья. У каждой хозяйки были свои личные рецепты блинов на Масленицу, и они не всегда раскрывали свои секреты. Кроме привычных для всех нас яиц, муки и молока, они добавляли в тесто картофель, яблоки, гречиху, орехи, кукурузу.

Еще наши предки верили, что холодная и ненастная погода перед началом Масленицы - к хорошему урожаю и благополучию. А девушки, которые хотели выйти замуж, должны были допьяна поить всех встречных - знакомых и незнакомых — мужчин, ведь встреча с подвыпившим человеком на Масленицу - это тоже добрая примета, обещающая счастливый и долгий брак.

Традиции празднования Масленицы уходят корнями вглубь нашей истории. И в былые времена, и сейчас этот праздник отмечается с размахом, с разнообразными развлечениями и, разумеется, с блинами. Многие масленичные традиции сохранились до наших дней. Недаром масленица является одним из самых веселых народных гуляний!

Веселой вам Масленицы, вкусных блинов и благополучия!

Масленицу, в языческие времена, отмечали в день весеннего равноденствия, одновременно с наступлением нового года, но после принятия христианства, дату празднования привязали к православной Пасхе, которая меняется из года в год.

Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста - народное гулянье длиться целую неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В 2019 году масленичная неделя выпадает на 4-10 марта.

С древних времен Масленица славится вкусной и обильной пищей. Люди, перед самым строгим и длительным постом, стараются полакомиться самыми разнообразными блюдами, ни в чем себе не отказывая.

Символ Масленицы

Символом и главным блюдом праздника являются блины - золотистые, круглые, горячие, символизирующие солнце, которые на Масленицу получаются особенно вкусными.

Именно лепешку или круглый блин посвящали языческим богам — он был жертвенным хлебом. Соответственно провожали зиму и встречали весну этим символом солнца.

Всеми любимое лакомство на Руси появилось более тысячи лет назад - собственным рецептом приготовления блинов, которые ели с маслом, сметаной, рыбой, икрой, овощной начинкой, медом или вареньем, располагала каждая хозяйка.

Блины пекли из разных видов муки — из кукурузной, пшеничной, гречневой и овсяной муки — по старинному обычаю первый блин всегда клали на окно за упокой или отдавали нищему для поминания всех усопших.

По сей день блины, рецепты приготовления которых, за истекшие столетия, претерпели множество изменений, считаются русским традиционным блюдом и любимым угощением в каждом доме.

Традиции

Масленицу, в дохристианские времена, праздновали всем народом весело и разгульно в течении двух недель, на сегодняшний день народное гулянье сократилось до семи дней.

К празднованию Масленицы готовились заранее — люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленку". По традиции в воскресение перед Масленицей, люди обязательно посещали родственников и соседей, а также приглашали их в гости.

В канун Масленицы, также устраивались игры - юноши, небольшими группами, обходили деревни и собирали лапти, а затем на дороге поджидали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь?". Отвечающим: "Не везу", доставались тумаки лаптями.

На Масленицу, в старину, готовили богатое угощение - вместе с блинами на стол подавали оладьи, пирожки с разнообразными начинками: творожной, грибной, овощной, капустной и так далее.

Масленица сопровождалась веселым народным гулянием — массовыми катаниями с горок, танцами и песнями. Ледяные горы устраивались специально, на которых собиралось множество народа. Катались на санках и на санях, на бересте и на любых подручных средствах.

В деревнях по традиции непременно катались на лошадях, запряженных в разукрашенные сани. В передней части саней устанавливалась оглобля с закрепленным наверху колесом, символизировавшим солнце. Организовывались целые санные поезда.

Во всех развлечениях и потехах принимали участие ряженые и скоморохи. Широко также были распространены кулачные бои. Но основным обрядом считалось сжигание чучела на Масленицу, символизирующий уход надоевшей зимы и встречу долгожданной весны.

После принятия христианства, Православная церковь не стала бороться с древней традицией, и просто приняла праздник, внеся в него некоторые коррективы.

Несмотря на то, что Масленица привязана к Светлому Воскресению Христову, в церковном календаре она не упоминается, но есть Сырная седмица (неделя), которую празднуют за неделю до Великого поста. Великий пост в 2019 году начинается 11 марта, соответственно Сырная неделя отмечается 4-10 марта.

В ходе Сырной недели, которая готовит православных к Великому Посту, верующим, которые собираются соблюдать пост, можно употреблять молочные продукты, но уже запрещаются мясные.

Обычаи и обряды

На Масленицу каждый день недели имеет свое собственное название. И хотя мало кто соблюдает сегодня все обряды и обычаи праздника — знать свои традиции должен каждый.

Масленичная неделя в старину была переполнена торжественными делами - каждый день был заполнен многочисленными забавами, обрядовыми и не обрядовыми действиями, религиозными и традиционными играми.

Согласно обычаям, устоявшимся временем в понедельник масленичной недели, который называется "встреча", принято раскатывать ледяные горки. По поверьям известно, что чем дальше катятся сани, тем лучше будет урожай.

Во вторник, именуемый "заигрыш", принято заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами.

Среда — "лакомка" — в этот день все хозяюшки в больших объемах готовят различные вкусности, в первую очередь блины, украшая ими богатый стол.

В четверг, получивший название "разгуляй", по традиции люди помогают солнцу прогнать зиму, которая заключается в катании вокруг деревни по часовой стрелке - т. е. "по солнышку" на лошадях. Кроме того, мужчины в этот день занимаются обороной или взятием снежного городка.

Пятница называется "тещины вечера" — в этот день тещи угощают зятьев вкуснейшими блинчиками.

Суббота Масленицы известна как "золовкины посиделки". По обычаю, в этот день, наносят визиты всем своим родным, друзьям и соседям, которые должны угощать гостей блинами.

"Прощенное воскресение" — последний день Масленицы, в который по обычаю принято просить прощение у всех за обиды. После этого песнями и плясками провожают Масленицу.

В русских деревнях, помимо выпечки блинов на Масленицу, которые являлись символом солнца, также проводили различные действия, связанные с кругом. К примеру, колесо от телеги украшали и носили его на шесте вдоль улиц, на лошадях объезжали деревню несколько раз, и, естественно, водили хороводы.

Люди верили, что такими действиями упрашивают, "умасливают" так сказать солнце и делают его как-бы снисходительнее. Возможно отсюда и произошло название празднества - "Масленица".

В глубокой древности обряды на Масленицу были связаны в основном с началом нового цикла и стимуляцией плодородия. Главной героиней праздника была Масленица, воплощенная в чучеле.

Для крестьянина крайне важно было плодородие земли, поэтому чучело Масленицы воспринималась средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его "похорон" должны были сообщить земле это плодородие.

Приметы

Масленица, прежде всего — время поминовения усопших, и первые блины, испеченные в понедельник масленичной недели, посвящаются предкам. Поэтому замешивали тесто и пекли блины в молчании, перебирая в памяти лица родных, вспоминая их поступки и слова.

По древней примете — первый блин следует раскрошить на улице для птиц. Поклевав угощение, они улетят в небеса и попросят Господа за вас и ваших близких.

Чтобы упрочить семейные узы, нужно вечером, в первый день Масленицы, собрать всю семью за столом.

Согласно другой примете, чтобы узнать имя будущего суженного, девушка брала один из первых блинов, выходила на улицу, угощала первого встречного и спрашивала его имя.

Плохая погода в воскресенье перед Масленицей — к урожаю грибов.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Б. Кустодиев. Масленица.


Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:

Понедельник - Встреча


  • В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

  • Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные - с четверга или пятницы.

  • Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

  • В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Б. Кустодиев.

Вторник - Заигрыш


  • С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.

  • Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

  • Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Б. Кустодиев.

Л. Соломаткин

Среда - Лакомка


  • В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

  • На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

  • По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

  • Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В. Суриков.

Четверг - Разгул (перелом, широкий четверг)


  • На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного ("двое дерутся - третий не лезь"), бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Б. Кустодиев.

Пятница - Тещины вечера


  • Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

  • Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.

  • В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.

  • Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

С. Смирнов

Суббота — Золовкины посиделки


  • В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

  • Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Б. Кустодиев.

Воскресенье - Прощенный день


  • В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

  • Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.


  • Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.

Празднование Масленицы начинается либо в конце зимы, либо уже в начале весны. Точная дата зависит от главного христианского праздника – Пасхи. Так как сама Пасха является переходящей, то и дата начала Масленицы каждый год изменяется.

День, в который празднуется Пасха, определяется не случайным образом. Он зависит от лунных циклов.
А зная, когда празднуется Пасха, можно определить дату начала Масленицы. В 2019 году Пасха будет праздноваться 28 апреля. А Масленица должна начаться на 8 недель раньше. Первый день Масленицы в этом году – 4 марта. А её заключительный день, который называется Прощёным воскресеньем – 10 марта.

История праздника

Сегодня Масленичные традиции уже мало кем соблюдаются. Однако наши предки всегда относились к ним по-особенному. Масленица всегда была символом всего самого доброго, весёлого, радостного, тёплого.

Приход масленицы у славян ассоциировался с долгожданным наступлением весны, с уходом зимних холодов, с таянием снега. В эти дни устраивали проводы зимы.

На неделю люди забывали о своих проблемах, чаще встречались с друзьями, ходили в гости к родственникам. Каждый знал, что, придя погостить, обязательно получит вкусное угощение от хозяев. Традиционно такими угощениями были блины. Впрочем, помимо них, на столах присутствовали многие другие блюда.

Открытием для многих является тот факт, что Масленица, которую всегда связывают с православным календарём и самым главным христианским событием – Воскресением Христовым, на самом деле является языческим праздником.

Народные гулянья на Масленицу были ещё задолго до Крещения Руси. И тогда они имели отношение не к христианскому Богу, а к солнцу.

Дневное светило наши предки-язычники рассматривали как главное божество. Именно солнцу посвящались выпекаемые блины. Недаром же они внешне так на него похожи. Считалось, что при съедании блина человек приобретает небольшую частичку бесконечной солнечной энергии.

На масленичную неделю славяне развлекались множеством способов. Они устраивали кулачные бои, катались на санях, купались в прорубях, организовывали конкурсы по поеданию блинов, лазали по столбам за прикреплённым к их верхушкам призам, сжигали чучела, символизирующие зиму.

После Крещения Руси актуальность праздника не была утрачена. Его просто «привязали» к новому, православному календарю. Именно поэтому многие языческие традиции были сохранены.

Традиции

Масленица у наших предков была расписана по дням. Каждый из них имеет своё название и основные традиции.

1. Понедельник

Первый день называется – «Встреча». Замужняя женщина, по традиции, ходила погостить к сватам. А к концу дня приходили её родители. Во время вечерней трапезы велись договоры о предстоящих гуляниях.

2. Вторник

2-й день назывался – «Заигрыши». Во вторник уже начинались гуляния. Самые активные катались на санях и на снежных горках. На улице повсюду устраивались представления, главными персонажами которых обязательно были масленичный старик и Петрушка.

3. Среда

3-й день носил название – «Лакомка». В среду было принято ходить в гости, встречаться с родственниками. Тёщи обычно приглашали своих зятьёв на ужин. Несомненно, именно отсюда появилась знаменитая поговорка о зяте и блинах. Также традиционно в третий день устраивали песнопения.

4. Четверг

Четвёртый день, который является серединой недели, назывался «Разгулом». Дети в этот день поют колядки, взрослые прекращают работать. Праздник и веселье выходят на первый план. Главная забава масленичного четверга – штурм снежного городка.

5. Пятница

Пятый день носил название – «Тёщины вечерни». Теперь уже не зять к тёще отправлялся полакомиться блинами, а, наоборот, тёща приходила к зятю. Правда, праздничное угощение в виде традиционных блинов пёк не зять.

Этим занималась его жена, то есть дочь гостьи. Причём предварительно мать должна была прислать своей дочке все ингредиенты и приборы, без которых не обойтись на кухне при выпекании блинов. Вместе с тёщей в гости могут также прийти её подруги или родственники.

6. Суббота

Название масленичной субботы, которая является предпоследним днём празднества – «Золовкины посиделки». На сей раз невестки приглашают в гости золовок. Разумеется, не обходится без угощений, а также без подарков.

7. Воскресенье

Ну а заключительный день – «Прощёное воскресенье». Традиции этого дня многими соблюдаются и сегодня: люди просят прощение за причинённые ранее обиды. Не забывают также и о тех, кого уже нет среди живых. У них тоже просят прощение. А главный обряд последнего дня Масленицы – утичтожение чучела, которое символизирует собой зиму.

Приметы

Вся Масленица наполнена многочисленными приметами и суевериями. Перечислим некоторые из них.

  1. Снегопад во время Масленицы – к хорошему урожаю гречки.
  2. Приход нежданных гостей приносит счастье и удачу.
  3. Если на Масленицу холодно, значит, летом будет жарко.
  4. Каждый испечённый блин соответствует одному солнечному дню года. Именно поэтому их пекли как можно больше.
  5. Ночной дождь перед Масленицей – к большому количеству осенних грибов.

Что разрешено и что запрещено?

Есть много советов и правил, которых следует придерживаться во время Масленицы. Например, рекомендуется на всю неделю отказаться от мяса.

При этом остальные продукты животного происхождения, в том числе рыбу, употреблять можно. Более того, это даже нужно, поскольку иначе не удастся соблюдать традиции. Ведь для приготовления блинов традиционно используются молоко и яйца. А уж блины – это обязательное угощение.

Что касается количества пищи, то здесь не рекомендуется себя ограничивать. Принято есть часто и много. Не следует отказываться от угощений. Однако и самим тоже нужно почаще угощать других.

Сжигание чучела

Сжигание чучела – это самый кульминационный момент Масленицы. Этот обряд проводится в воскресенье. Считается, что после сжигания ничто уже не помешает, наконец, наступить долгожданной весне. Перед сожжением устраиваются игры, водятся хороводы, поются песни.

Само чучело изготавливается из соломы и из старых, ненужных кусков ткани. На него обычно надевали женскую одежду, а затем устанавливали на главной улице. Причём, делали это ещё до начала Масленицы. Поэтому всю неделю чучело так и стояло у всех на виду, ожидая своей участи.

В воскресенье, перед сжиганием соломенную куклу уносили за границы селения и уже там уничтожали. К слову, в качестве метода уничтожения не всегда выбирали именно сжигание. Вместо этого чучело могли утопить в водоёме или же просто дружно разорвать на части. При этом все остатки раскидывались по полю.

Обряд сжигания чучела должен был проводиться обязательно. И смысл его заключался не только в том, чтобы уничтожить дух зимы, но и в том, чтобы воскресить его весной.

Масленица – это праздник, который достался современным славянам от древней языческой культуры. Ранее эта неделя была посвящена весеннему солнцевороту, но теперь связана с Великим постом. Прелесть этого праздника не утрачена. Многие традиции соблюдаются и сегодня.

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к . Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется . Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы


Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника


Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы


Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».


К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои . Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу . Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.


У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы


В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров

Поделиться: