Хлебный спас. Ореховый спас: все о празднике Приметы и поверья

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас)
Праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас) - день народного календаря, отмечаемый 29 августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня. Также было принято торговать холстами, полотнами.

В церковном календаре в этот день отмечают перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа - православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя .

Также, это день почитания мученика Диомида врача , которому молятся при разных недугах и болезнях; Феодоровской иконы Божией матери , перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы .

Среди народных названий праздника:
«Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»;
«Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
«Хлебный Спас» - заканчивается уборка хлеба;
«Посевы», «Досевки» - сеятся озимые хлеба;

В старину говорили: «Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.


Н. Пимоненко. Продавщица холста. 1901

В этот день святят новые колодцы. Чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

В народе про этот день существуют поговорки и приметы:
Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
«Відліт в цей день журавлів віщує ранню зиму» (укр.).
Отлёт ласточек.
Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
«Після Успення прийшло - сонце на осінь пішло» (укр.).
Во что Евдокеи, в то и третий спас.
Первый спас - на воде стоят; второй спас - яблоки едят; третий спас - на зелёных горах холсты продают (Нижегородская губерния; в селе Зеленые Горы ярмарка).
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до спаса посеять.

05:16 AR Ka 0 Comments

Ореховый, Хлебный или Третий Спас в августе 2018 года: народные обычаи и история праздника

Традиционно Третий Спас завершает череду летних православных праздников. Как и все церковные события, Ореховый Спас имеет богатую историю, а также удивительные традиции и обычаи, о которых вы сможете узнать из нашей статьи.

Третий Спас является последним из трех праздников, посвященных Спасителю. В народе это событие называли Хлебным или Ореховым Спасом, в связи с чем возникло множество интересных традиций. В 2018 году православные верующие смогут отметить Ореховый Спас уже 29 августа. Узнав о главных обычаях, вы сможете провести этот день правильно, не нарушив церковных законов. В данной статье эксперты расскажут вам об истории и традициях праздника.

История праздника

Третий Спас также называют Нерукотворным, или Спасом на Холсте, из-за чудесного события, которое произошло еще во времена жизни Спасителя. Когда сирийский правитель изнемогал от тяжелой болезни, он решил, что только Сын Божий сможет исцелить его. Несмотря на то, что ему никогда не доводилось видеть Христа вживую, он уверовал в него и написал ему письмо с просьбой об исцелении его недуга. Поручив своему живописцу Ананию передать письмо, он приказал написать изображение Христа на холсте. Когда живописец прибыл в Палестину, он своими глазами увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Однако подойти к нему не смог, поэтому забрался на высокий камень и попытался нарисовать его портрет. Когда Сын Божий заметил это, он подозвал к себе живописца, взял письмо и пообещал, что его ученик вскоре явится к правителю и подарит ему исцеление, а затем попросил передать ему воду и полотенце. Умыв лицо, он вытерся полотенцем, на котором внезапно проявился его Божественный лик. До прибытия ученика болезнь уже покинула правителя, а образ Иисуса Христа стал главной святыней сирийского города Эдесса.

Церковные и народные обычаи

Ореховый Спас — праздник, который за многие годы существования вобрал в себя множество церковных и народных традиций. Узнав о них, вы сможете провести этот день весело и с пользой.

По традиции с этого дня разрешалось есть орехи свежего урожая, а также освящать их в церкви. Считалось, что, съев хотя бы один освященный орешек, можно обеспечить себя крепким здоровьем на весь год.

В 2018 году Успенский пост закончится за день до наступления Хлебного Спаса — 28 августа. Это значит, что после долгого воздержания в сам праздник вы сможете порадовать себя и своих близких блюдами из мяса, рыбы, а также выпечкой с любыми начинками.

На Руси Третий Спас считался днем открытия ярмарок. Однако посетить ярмарку, ничего не купив, было нельзя. Обязательно следовало что-нибудь приобрести, чтобы весь год не испытывать недостатка в деньгах.

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, Третьем Спасе, вы и сегодня сможете встретить этот день по старым заветам наших предков.

Конечно, некоторые традиции и приметы могут устаревать. Но большинство из них спустя столетия остаются все также правдивы и полезны. И в наши дни можно отметить народный праздник Орехового Спаса так, как это делали раньше в деревнях и селах, привлекая в дом уют, изобилие и благополучие.

Спасы или Спасовки — это народные торжества, завершающие лето. Они связаны с церковными праздниками, посвященными Христу, отсюда и их общее название: «Спас» — от слова «Спаситель».

Всего в августе принято отмечать три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Таким образом Ореховый Спас отказывается в этой тройке последним — его отмечают 29 августа. За что он и носит название Третий. Но есть и другие наименования этого замечательного народного праздника.

Ореховый Спас

Орехи — это то блюдо, которым было принято отмечать этот день. На Медовый Спас ели мед, на Яблочный — угощались блюдами из яблок. Также и на Ореховый (или Орешный) Спас старались потчевать домочадцев и гостей угощениями, принятыми именно в эту дату. И если первые два Спаса были праздничными днями, то Третий считался полупраздничным. Так что орешки в этот день приветствуются и сегодня.

Хлебный Спас

В конце августа принято было в первый раз выпекать хлеб из нового урожая — собранного только в этом году: Третий Спас хлеба припас , так говорили в народе. В этот день обязательно нужно поесть свежего хлеба. И молитвой поблагодарить Небеса за хлеб на столе.

Холщовый Спас

Это еще одно название Орехового Спаса. Звали его также Спас на холстах, Спас на полотне, Полотняный Спас — потому что с этого времени было принято устраивать торги, на которых выставляли домотканые холстины.

Холодный Спас

Наконец, Холодный, Осенний Спас — связан был с календарным циклом народа. Лето заканчивалось, а значит, наступала пора осени. В это время наблюдали за перелетом птиц: начинаясь, он возвещал осень.

Помните о народных праздниках и приметах на Ореховый Спас ; некоторые из них способны предупредить о беде, а другие — принести в дом деньги. Желаем вам благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

23.08.2016 04:16

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

В летнее время православные люди придерживаются который продолжается ровно три недели. Заканчивается он наступлением трех Спасов. Самый первый - это который празднуется 14 августа. Через пять дней, 19 августа, приходит пора Самый последний, третий - это Ореховый Спас, в народе его также называют Хлебным. Отмечается он перед наступлением осени - 29 августа.

История возникновения

Ореховый и Хлебный Спас впервые отмечался еще в 944 году. Именно 29 августа, по приказу византийского императора Константина, Образ Спасителя появился в Константинополе. Служащие перенесли его из древнейшего города Эдессы.

Православные традиции

В России Ореховый и Хлебный Спас не принято отмечать как-то по-особенному. Обычно этот день почитают только глубоко православные люди. Что нельзя сказать о который в нашей стране достаточно популярен.

С древних времен 29 августа было принято трудиться. Никто не устраивал себе выходных дней, не позволял себе расслабляться и праздновать. Как правило, все вокруг были заинтересованы в сборе урожая и работе на полях.

Единственное, что происходило в этот день - устраивались народные ярмарки. Существовало поверье, что именно в этот день торговля будет как никогда плодотворной. На тот момент каждый человек брал во внимание следующую формулу:

  • Первый, Медовый Спас стоит на воде.
  • Яблоками довольствуются на второй Спас.
  • Третий Спас - хлеба припас.

После тяжелого рабочего дня крестьяне баловали себя праздничным ужином.

Что должно быть на столе в этот день?

Третий принято отмечать за столом круглой формы в кругу самых близких людей. Домохозяйки тщательно готовились к ужину и старались удивить своих гостей пирогом с орехами. Обязательным атрибутом на столе был хлеб. Предварительно его относили освящать в церковь. Божий «подарок» нельзя было резать ножом, все гости отламывали от него небольшой кусочек и съедали.

Такая условная традиция существует и сегодня. Но хлеб нельзя покупать в магазине, его хозяйка должна испечь самостоятельно.

Еще один важный атрибут на праздничном столе - это ореховая ветка. Она выступала как символ этого священного дня. Их также предварительно относили в церковь. Считалось, что после освящения они наделялись мощной силой. Эту ветку необходимо было занести в дом в Ореховый и Хлебный Спас и оставить её там на весь год. Согласно древней традиции, этот оберег приносит в дом счастье.

Мужчины отмечали этот праздник крепким пивом, но выпивали за праздничным столом не более одного большого бокала. Они растягивали его на весь вечер. В этот день также было принято ходить в гости к близким людям с праздничным пирогом. Считалось, что если человек не съест в данный день ломоть такого каравая, то будущий год у него пройдет неудачно.

Обычаи

Существует несколько примет, которые принимают свою силу в Ореховый и Хлебный Спас.

  • Считается, что именно после Орехового Спаса больной человек может излечиться, а здоровый - укрепить свое здоровье. Для этого в дом необходимо принести веник, изготовленный из орешника, и повесить его на дверь.
  • Именно 29 августа принято очищать и освящать воду. К каждому колодцу в деревнях подходил священник и осуществлял свой обряд. Со следующего дня подземную воду считали целебной.
  • Накануне священного праздника было принято очищать душу и тело. Вечером, перед сном, люди ходили в баню и парились с веником. Днем же было принято ходить в церковь замаливать грехи. Очищенные изнутри и снаружи, православные люди встречали праздник.
  • Рекомендуется именно в этот день сеять рожь на зиму, тогда урожай будет богатый. Старую же рожь снимают и делают из неё муку.
  • Утром, перед завтраком, произносилась домашняя молитва. Как правило, женщины оставались дома, а мужчины уходили работать в поля.
  • Бабушки в праздник готовили лекарство на всю зиму - специальную ореховую настойку против простудных заболеваний. После чего на три недели они ставили её в темное прохладное место.

Приметы

Наступление Орехового Спаса можно узнать и по нескольким народным приметам:

  • Было замечено, что в этот день последний раз дают о себе знать самые красивые птицы - ласточки и журавли. Считалось, что если они улетят, то зима будет морозной. Если после этого дня они останутся еще на некоторое время, зима будет теплой.
  • Если 29 августа Ореховый Хлебный Спас сопровождается дождем с сильной грозой, урожай будет большим.
  • Считалось, что если в этот день стоит сухая жара, осень и зима будут бедными.

В первый, второй и третий Спас было принято крестить детей. Люди верили, что если сделать эту процедуру именно в священный праздник, то кроха будет находиться под защитой Спасителя. Хорошей приметой считалось и строительство нового колодца. Люди, желающие укрепить свое здоровье, делали веники из орешника и ходили с ними в баню.

Как празднуют сейчас?

Конечно же, многие традиции уже утеряны, и этот священный праздник давно уже не отмечают так, как отмечали раньше. Никто не приносит в дом ореховые ветки и не ходят в церковь для того, чтобы освятить хлеб. Многие в этот день продолжают работать и заниматься земельными делами. Однако остались еще глубоко православные люди, которые помнят о существовании праздника. Они пекут пироги и угощают ими своих соседей, родственников и друзей. Люди собираются в теплом семейном кругу за чашечкой чая.

Плейкаст "Ореховый и Хлебный Спас" отправляет друг другу молодежь в социальных сетях. Одновременно с этим они изучают особенности праздника. В некоторых школах проводят познавательные классные часы.

Поздравления

Практически в каждом доме звучат в Ореховый Хлебный Спас поздравления. Люди желают друг другу хороших урожаев, тепла и добра. Молодым парам, которые не так давно вступили в брачный союз, было принято дарить ситцевую пеленку, желая им скорейшего появления наследника.

Также звонко звучат в Ореховый и Хлебный Спас стихи собственного сочинения. Обычно их произносят в храмах и на тематических классных часах в школах. Например, можно услышать такие:

Хлебный Спас пришел в наш дом,

Он принес уют и радость.

И оставит на потом

Все несчастья и утраты!

Можно поздравить и в прозе, например, сказать близким людям: "В этот священный праздник мы хотим пожелать, чтоб ваш дом был полон любви, добра и понимания".

Уже прошло более десяти столетий, как появился этот праздник. Конечно, многие традиции, существовавшие ранее, уже утеряны и не соблюдаются, так же как и народные приметы. Однако в церковном календаре Ореховый Спас по-прежнему считается Поэтому каждый верующий человек должен поздравить с этим великим днем своих близких людей.

Несмотря на то что данный праздник уже не пользуется такой популярностью, как несколько столетий назад, в этот день по-прежнему двери храмов открыты для православных людей. 29 августа проводятся службы и священные обряды.

Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из — Ореховый , Холщевый , Хлебный , Спас на полотне приходится на 29 августа . В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.

Ореховый Спас

В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.

Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудис тую систему.

По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее . Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественн ой диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.

Хлебный Спас

«Третий Спас – хлеба припас» , время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи .

Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни , обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу . Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» .

Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу» . Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.

В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива» .

По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.

Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.

Холщовый Спас

На это же время приходится окончание ткацких работ , полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас !

Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа

Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.

Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.

Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.

Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.

На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:

  • душистым караваем,
  • виноградом,
  • орехами,
  • яблоками,
  • медом.

Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.

Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.

Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.

«Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
На пест, на мешок, на колотило,
на молотило
Да на новое веретено».

По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.

  • Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
  • Зерна третьего колоса густо заколосились – поздние посевы дадут тучный урожай.

На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки . Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.

В этот день, также как и на Мокрый Спас, наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.

Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.

Приметы и поговорки на Третий Спас

К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.

  • Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
  • Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
  • Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
  • Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
  • Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Пришел Спас – и лето от нас.
Поделиться: