Значение имени рустик в православии. Именины рустика

Выставка, посвященная 25-летию возрождения московского Свято-Данилова монастыря, открылась 26 августа в Московском государственном выставочном зале «Новый манеж». Центральным событием торжественной церемонии открытия была передача Данилову монастырю иконы святого мученика неразделенной Церкви Рустика Парижского - это дар обители от посольства Франции в России, сообщает Благовест-инфо .

На торжественной церемонии открытия выставки епископ Дмитровский Александр (Агриков), викарий Московской епархии, зачитал приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия II. Из текста следует, что Первоиерарх имеет самое непосредственное отношение к юбилею обители: как отмечается в послании, в первой половине 80-х гг., будучи митрополитом Эстонским и Таллинским, будущий предстоятель Русской Православной Церкви возглавил комиссию по реставрации Данилова монастыря, закрытого в 1930 г. «Помню 1983 год: было разрушено все, что поддавалось разрушению. Восстановление казалось почти невозможным», -- говорится в послании. Восстановление обители, превращение ее в духовно-административный центр РПЦ к 1988 г., когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, Патриарх считает «чудом Божьим». «Сегодня Данилов монастырь является зримым свидетельством величия замыслов своего основателя», - отмечается в послании.

В ответном слове наместник монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов) отметил, что сейчас обитель, «восстановленная трудами Русской Православной Церкви и всего народа Божия», старается выполнять свою главную задачу: «нести свет Евангелия миру».

Далее второй советник посольства Франции в РФ Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил Данилову монастырю икону св. мученика Рустика Парижского - святого, почитаемого как православными, так и католиками. «Важным символом взаимоотношений наших народов», «свидетельством о дружбе и духовной связи между ними» назвал дипломат этот образ, написанный во Франции в 2006 г. специально для Данилова монастыря. «В нашей традиции считается, что св. Рустик вместе со свв. Дионисием и диаконом Елевферием принес христианство в нашу древнюю столицу, а Данилов монастырь играл и играет важную роль в истории столицы вашего государства», - так обозначил А. Жиоржини связь времен и народов.

Председатель Даниловского общества любителей духовного искусства и культурного наследия Марина Коростелева пояснила, что икона выполнена при содействии французского отделения этого общества. По ее словам, история взаимоотношений Данилова монастыря и православных во Франции началась с того, что в иконописных мастерских московской обители была написана икона свв. Рустика и Дионисия, которая была подарена собору св. Александра Невского в Париже. Затем при поддержке Даниловского общества из Парижа в Данилов монастырь вернулся древний образ св. Александра Невского - отца князя Даниила Московского. Следующим шагом стал акт дарения иконы св. Рустика Парижского на открытии выставки, что является символом духовного единения народов России и Франции. Теперь граждане Франции в Москве могут поклониться «своему» святому в Даниловом монастыре, а те, кто носит имя Руслан, получат икону своего святого покровителя, сказала М. Коростелева.

Об особенностях изображения св. Рустика рассказала член Союза антикваров РФ Зоя Цветкова. Она зачитала экспертное заключение Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, в котором подчеркивается, что в православной традиции иконографии св. Рустика не существует. Иконописцу, который написал житийный образ святого покровителя Парижа, пришлось разрабатывать всю иконографическую схему, «сочетая научный подход и духовное осмысление темы», опираясь на житие святого. По словам экспертов, данная икона может стать образцом для развития в России иконографии св. Рустика Парижского.

На выставке представлены иконы святого основателя и покровителя монастыря - св. благоверного князя Даниила Московского, колокола обители, а также фотографии, освещающие с разных сторон будни и праздники Данилова монастыря: это и начало восстановления обители в 80-х гг. ХХ в., и патриаршие богослужения, и монастырские подворья, и деятельность Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ). В экспозиции представлены также детские рисунки - работы лауреатов всероссийских творческих конкурсов, проводимых ЦДРМ. Обращает на себя внимание галерея фотопортретов насельников и сотрудников монастыря, выполненная одним из послушников на высоком художественном уровне.

Выставка проводится в рамках программы празднования 25-летия возрождения монашеской жизни в стенах древнейшей обители Москвы. Юбилейная программа включает издательские и выставочные проекты, церковно-научную конференцию, которая пройдет в начале сентября, а также - торжественную церемонию возвращения даниловских колоколов из Гарвардского университета 12 сентября. Выставка в «Новом манеже» будет открыта до 1 сентября.

Справка: Пресвитер Рустик с Дионисием - первым епископом Лютеции в стране Паризиев (нынешнего Парижа) и диаконом Елевферием были обезглавлены во второй половине III в. Тела их были похоронены христианами на горе, которая от них получила название Горы Мучеников (Монмартр). В средние века Монмартр был местом паломничества верующих. День памяти св. Рустика - 3/16 октября. Во Франции святой Рустик считается покровителем государственной власти.

Рустик отличается хорошим здоровьем, но во взрослом возрасте у него могут появиться проблемы с пищеварительным трактом. Энергичный и общительный Рустик всегда имеет много друзей и приятелей. Обладатели этого числа имени всегда занимают активную жизненную позицию и всегда четко знают, чего хотят добиться.

Они лучше всех ориентируются в сложных и даже экстремальных жизненных ситуациях, их невозможно смутить резко изменившимися обстоятельствами или застать врасплох сложностями. Рустик очень свободолюбив, поэтому не любит работать под руководством начальника. Чаще всего он стремится открыть свое дело, что получается весьма неплохо. Рустик легко идет на риск, ставит все на кон и добивается превосходных результатов.

Рустик всегда имеет массу поклонниц, при этом сам долго и тщательно выбирает себе жену. В браке он показывает сильную ревность и всегда хочет быть для жены центром мироздания. В быту отличается ленью и не особо стремится помогать супруге по хозяйству.

Судьба : Рустик отличается смелостью и независимостью. Он редко нуждается в поддержке, но и сам оказывает ее лишь тем, в ком видет реальный потенциал.

День Ангела Рустика

Имя Рустик, в переводе с латинского, имеет значение "деревенский". Рустик - пресвитер, раннехристианский святой, почитаемый как мученик. Согласно преданию, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии и Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу.

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию.
Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается",- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин.
В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: "Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел.
Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: "О Небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Именах Божиих", "О мистическом богословии", а также десять посланий к разным лицам.
Книга "О небесной иерархии" написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Сведения о Соборе Небесных сил бесплотных помещены 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной ангельской иерархии - восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками
Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга святителя Дионисия "О церковной иерархии" является продолжением его книги "О небесной иерархии". Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно - в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга "О именах Божиих" излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга святителя Дионисия "О мистическом Богословии" также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют "Ареопагитики") имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI-VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662; сведения о нем помещены 21 января).
В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.

Монмартр в переводе означает «гора мучеников». По преданию, именно там пострадали священномученики Дионисий Ареопагит, Рустик и Елевферий. После того как святой Дионисий уверовал во Христа, будучи привлечен проповедью апостола Павла в Афинах, он жил еще достаточно долгое время в этом городе, распространяя в нем веру Христову. Затем возгорелся желанием и в других странах проповедовать Евангелие и отправился в Рим. Прожил он там недолгое время, и святой Климент, епископ Римский, послал его для проповеди в языческую Галлию (нынешнюю Францию), а вместе с ним епископа Лукиана, священника Рустика, диакона Елевферия и других.
Святой Дионисий проповедовал Слово Божие жителям Галлии и многих обратил от идолослужения к вере в Господа. В Париже (тогда этот город назывался Лютеция) он построил христианский храм (впоследствии на месте этого первого храма возник знаменитый монастырь Сен-Дени). В то время началось вторичное после Нерона гонение на христиан, воздвигнутое Домицианом. Этот правитель послал в Галлию военачальника Сисиния, чтобы предать мучениям тамошних христиан. Тогда был схвачен святой Дионисий, а вместе с ним Рустик и Елевферий. Причем Дионисий был уже в преклонных летах.
Многими муками пытался нечестивый военачальник заставить христиан отречься от Господа. Святые мученики не повиновались ему, но твердо исповедовали веру во Христа Бога Истинного. Тогда мучитель осудил их на усечение мечом… При этом Бог явил преславное чудо. Тело святого Дионисия, будучи обезглавлено, силою Божией встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею до того места, где был христианский храм. Отдавши свою главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, оно пало на землю. На том самом месте и было погребено тело священномученика Дионисия. По преданию, вдоль нынешней улицы Жирардон с Монмартра стекал ручей, в водах которого святой Дионисий омыл свою отрубленную главу, прежде чем нести ее к церкви.
Помолившись святым мученикам на Монмартре, я отправилась на место погребения священномученика Дионисия. Итак, базилика Сен-Дени на севере Парижа (станция метро «St-Denis-Basilique»). Когда-то здесь был знаменитый монастырь. Огромный собор, служивший усыпальницей французских королей. Там же есть подземная крипта. Чтобы все это осмотреть, приходится выйти из собора и зайти сбоку, купив билет, потому что королевская усыпальница и крипта действуют сейчас как музей. Интересно, что на каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен. И вот четко прослеживается: те, кто жили до отпадения Католической Церкви от Православия, изображены с крестообразно сложенными на груди руками. А у тех, кто жил уже в эпоху католичества, руки сложены лодочкой, как принято молиться у католиков. Во время революции монастырь был закрыт, базилика разграблена, многие гробницы были разрушены, а над прахом почивших королей надругались потерявшие совесть бунтари. Мощи святых мучеников находятся за главным престолом храма.

Из статьи Татьяны Радыновой
Интернет-сайт храма Всех Святых
в Красном Селе,
г. Москва

Дни памяти:
16 октября
Житие
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным — в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81 — 96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 — 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

То можно увидеть, что происходит это имя от староскандинавского Rysaland, в переводе означающего "русская земля" или "земля русов". То есть Руслан - это человек, живущий на русской земле.

Пик популярности этого имени пришелся на 1820-е годы: именно тогда состоялась первая публикация поэмы Александра Пушкина "Руслан и Людмила". Как ещё можно перевести это имя и отмечает ли Руслан именины по православному календарю? Ответы ищите далее!

Тюркские корни имени Руслан

"Шахнаме" (именуемая также как "Книга Царей"), написанная Фирдоуси, повествует о сыне Залазара по имени Рустам. Героическое произведение обрело небывалую популярность, оно стало распространяться среди тюркских народов. В результате произошла трансформация: имя Рустам превратилось в имя Арслан. А имя его отца стало звучать как Зальзар. Кстати, перевод имени Арслан означает "лев".

В семнадцатом веке героические сказания появляются и у славян. Тогда-то в богатырской братии появляется Еруслан Залазарович, который позднее становится Лазаревичем. Сюжеты героических странствий Еруслана перекликаются с сюжетами "Шахнаме". Богатырь вступает в бой с чудовищами, побеждает вражеские полчища и соперников-богатырей.

Альтернативная версия

Некоторые учёные утверждают: корни имени Руслан - старославянские. С этого языка они переводят имя Руслан как "русый".

Именины Руслана: когда отмечать?

Ещё до революции выбрать имя новорожденному помогали священники. Сегодня сделать этот выбор помогают церковные именословы, которые есть в Русской православной церкви. В этих календарях содержится информация о том, каких святых церковь чтит в определённые дни. Названные именем святого люди в определенные даты отмечают День ангела. Руслана, к сожалению, на страницах церковного именослова не встретить. А это значит, что нет дат, в которые можно отмечать этот праздник.

Что же делать, если имени нет в святцах? Варианта два. В первом случае можно отмечать именины Руслана одновременно с днём рождения. А во втором - во время крещения выбрать имя святого, максимально приближенное по звучанию к имени ребенка. В случае с Русланом это священномученик Рустик. Память этого святого православная церковь чтит 16 октября по новому стилю. А значит, именины Руслана можно отмечать в этот день.

Священномученик Рустик

Пресвитер Рустик вместе с диаконом Елевферием сопровождали святителя Дионисия. Во многих западных странах они обратили людей ко Христу. В Галлии, где язычники преследовали христиан, трёх исповедников схватили и бросили в темницу. Отречение от Христа было для них невозможным, а потому язычники подвергли исповедников жесточайшим истязаниям. За распространение христианства все трое были обезглавлены. Этот приказ отдал правитель Галлии Сисиния.

Стоит отметить распространённую ошибку - зачастую ударение в имени Рустик делают на первый слог. Однако верное ударение - на последний.

Энергетика имени Руслан

Энергетические характеристики этого имени пришли из эпоса. Однако нынешний Руслан отличается особой мечтательностью, чувствительностью и романтичностью и больше похож не на былинного богатыря, а на сказочный образ из поэмы Пушкина. Имени Руслан присуща некоторая оторванность от земных забот. Нередко люди, носящее это имя, самолюбивы и обидчивы.

Основные черты характера:

  • целеустремлённость;
  • желание быть в центре внимания;
  • эгоизм;
  • коварство;
  • ревнивость.

Характер Руслана

Руслан, хоть и носит богатырское имя, не является приземлённым и крепким мужчиной. Обычно он весьма грациозен и лёгок. Однако он стремится казаться окружающим сильным и Но его поступки говорят об обратном - всеми своими действиями Руслан убеждает людей в мягкости. Человек, носящий это имя, обычно весьма далек от реальности. А потому на именины Руслана не стоит дарить практичные подарки - лучше выбрать что-то оригинальное, нестандартное.

А вот чего лучше не делать никогда - так это обижать Руслана. Чаще всего обладатели этого имени крайне обидчивы и мстительны. Они годами могут таить в себе нанесённую обиду! Кстати, для мести они выбирают самые коварные и жестокие способы. Справедливости ради стоит отметить, что Руслан - редкий участник конфликтов и ссор. Он просто их не выносит. Кроме того, имя Руслан обязывает своих владельцев постоянно стремиться к высоким целям, бытовые проблемы их мало волнуют. Самое яркое желание - достижение первого места абсолютно во всем. Руслан, попавший в сложную ситуацию, проявляет удивительные боевые качества.

Поделиться: