День святой ольги 24 июля вики. День святой Ольги: история праздника, традиции и поздравления

24 июля день Ольги Страдницы. День Святой Равноапостольной Княгини Ольги.
Про княгиню Ольгу написано много. Одни утверждают одно, другие - другое. Очень много противоречивой информации на этот счёт. Но все они сходятся в одном, что княгиня Ольга была мудрой женщиной. Почитайте сами...
Княги́ня О́льга (др. рус. — Вольга, др. сканд. — Хельга), в крещении — Еле́на (около 920 — 969) — княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство, святаяравноапостольная Русской православной церкви; память: 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынскихсвятых.

Святая Ольга.

Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве.

Художник М. В. Нестеров. 1892

Великая княгиня Киевская

945 — 960

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Приблизительную дату её рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который сообщает, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много учёных (М. Карамзин, Л. Морозова, Л. Войтович) высчитали дату её рождения — 893 год. Проложное житие княгини утверждает о её возрасте на момент смерти — 75 лет. Таким образом Ольга родилась в 894 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (около 938—943), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным.

Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, Борис Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927—928 год. Подобного мнения (925—928 год) придерживался и Андрей Богданов в своей книге «Княгиня Ольга. Святая воительница». Алексей Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» делает Ольгу старше, утверждая, что княгиня родилась около 920 года. Следственно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946—955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает около 940 года.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска». По мнению учёных, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:
Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил.
Если верить этому источнику, то получается, что князь Олег переименовал Прекрасу в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).

Версию о болгарском происхождении Ольги, широко распространённую в болгарской историографии, выдвинул в 1888 г. архимандрит Леонид и поддержал Д. И. Иловайский; из новейших исследователей эту гипотезу принимал А. Л. Никитин. Основанием для этой гипотезы послужило сообщение «Нового Владимирского Летописца», рукописного сборника XVI века, обнаруженного архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году и представляющего собой поздний список «Повести временных лет»: «Игорѧ жє ожєни [Ѻльгъ] въ Българѣхъ, поѧтъ жє за нєго кнѧжну Ѻльгу». При такой трактовке в летописном топониме Плесков опознаётся не Псков, а Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, и это могло стать причиной ошибки автора «Нового Владимирского Летописца», поскольку в его время написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

На местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатского Плеснеска, громадного городища (VII—VIII вв. — 10—12 га, до Х в. — 160 га, до ХІІІ в. — 300 га) со скандинавскими и западнославянскими материалами.

Брак и начало правления

Первая встреча князя Игоря с Ольгой.

Художник В. К. Сазонов

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорѣся жєланіемъ» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь:
Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.
О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть древлянам


«Мщение Ольги против идолов древлянских». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописецподробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
Первая местьСваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй.
"И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их."

Вторая месть

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

Четвёртая месть

Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век.


В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет (ПВЛ) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня (ныне Коростень на Украине). По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном и фольклорном сказании о Гутрум, который якобы таким способом взял Сайренсестер в Уэссексе.

После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.

Правление Ольги

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.
Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Путешествие Ольги в Новгородскую землю ставили под сомнение архимандрит Леонид (Кавелин), А. Шахматов (в частности, указывал на путаницу Древлянской земли с Деревской пятиной), М. Грушевский, Д. Лихачёв. Попытки новгородских летописцев привлекать к Новгородской земле несвойственные события отмечал и В. Татищев. Критически оценивают и свидетельство летописи о санях Ольги, будто бы хранившихся в Плескове (Пскове) после поездки Ольги в Новгородскую землю.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (глава 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964.
Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:
Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.
Таким образом, в 959 Ольга, в крещении — Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия».

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:
962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на престоле сразу же после убийства древлянами его отца Игоря. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 годупеченеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго.

Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:
«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Крещение Ольги и церковное почитание

Рождение ок. 920


Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней оставались язычниками. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой. Рассказ о визите Ольги в Константинополь к Константину Багрянородному (названный в ПВЛ Иоаном Цимисхием), изложенный в ПВЛ является переложением библейской истории о визите царицы Савской к Соломону, и наполнен богатым библейским символизмом, в результате чего подобное описание сложно считать аутентичным.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «О церемониях», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин Багрянородный) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман II Младший, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки (в частности, академик Рыбаков Борис Александрович) предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой».

Борис Чориков. Крещение княгини Ольги

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961) и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение 865), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944).

Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (972—978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация(общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому.
Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Исторические источники об Ольге

Н. А. Бруни Святая великая княгиня Ольга

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. По утверждению И. Н. Данилевского, некоторые фрагменты жизнеописания Ольги из Повести временных лет являются прямыми переложениями библейских сюжетов и, следовательно, сомнительны с фактологической точки зрения.

Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Память о святой княгине Ольге

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине.
- Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.
- В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Фигура княгини Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
- 3 января — День памяти святой княгини Ольги.
- В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.
- В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.
Ольгинская улица в Киеве.
- Улица Княгини Ольги во Львове.
- В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.
- В Соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте, помещено портретное изображение княгини Ольги.
Свято-Ольгинский собор в Киеве.
- Ольгинский храм в городе Коростень.
Ордена:
- Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915.
- «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997.
- Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) — награда Русской Православной Церкви.

Церковь в этот день чтит образ женщины, которая вошла в историю, княгини Ольги. День Ольги по церковному календарю - повод почтить память святой, а также поздравить с именинами тех, кто носит это имя.

История праздника и почему Ольгу считают святой

Великая княгиня Ольга родилась в Пскове. В 903 году она стала женой князя Киевского Игоря. А после того, как князь погиб в 945 году, Ольга заняла его престол и стала княгиней Киевской Руси. Она была опекуном своего сына Святослава, который в итоге стал правителем государства.

С именем Ольги связан приход христианства в Киевскую Русь. В 954 году княгиня совершила паломничество в Константинополь, где она приняла святое крещение, получив церковное имя Елена, а крестным отцом стал император Константин.

Ольгу считают покровительницей православной веры. Благодаря ее деятельности на Руси начали строить храмы, устанавливать кресты и уничтожать языческую символику.

Позже ее внук, князь Владимир, впоследствии крестивший Русь, принял крещение именно по ее примеру.

Традиции на день Ольги

По православным традициям, в день Ольги нужно молиться об утешении вдов, а также об укреплении веры новоиспеченных христиан.

Святая Ольга помогает уберечь себя и родных от бед и невзгод. А молодым девушкам удачно выйти замуж.

В старину день святой Ольги начинались полевые работы: люди выходили на поля собирать и заготавливать сено.

По традиции, в церквях проводят праздничные службы в память о святой.

Поздравления на именины Ольги в поэзии и прозе

Имя Ольга заимствовано из скандинавского языка, происходит от имени Хельга. Значение имени Ольга – святая.

Солнце ясными лучами в вышине

Освещает, Ольга, путь тебе,

Пусть успеха твоего не рвется нить,

Чтобы в радости и счастье долго жить!

Дорогая Оленька, поздравляю тебя с праздником! Пусть в твоей жизни найдется ключ от сундука, в котором спрятаны исполнения твоих самых заветных желаний. И пусть этот ключ сам окажется в твоих руках именно тогда, когда это нужно тебе больше всего. Будь счастлива!

Ольга – скандинавское «святая».

Твое имя – мужество и свет,

Твое имя мучит и ласкает,

Имя – страсть и имя – легкий след…

В день, когда ты отмечаешь именины,

Написать хочу, чтоб ты могла прочесть:

Будь красивой, умной и счастливой!

Оставайся той, какая есть!

Ты носишь имя великой княгини, ты - самая отважная женщина, которая умеет создавать и беречь домашний очаг. Я от всего сердца поздравляю тебя с твоим праздником, желаю тебе любви и женского счастья, пусть они сопутствуют тебе всю твою жизнь. Я горд знакомством с таким великодушным человеком, хорошей подругой, доброй матерью и понимающей женой. Пусть этот день станет для тебя замечательной сказкой, где героями будут твои близкие и любимые люди.

Теперь у вас на День Ольги 2018 есть поздравления с Днем Ольги. Проведите день в праздничной атмосфере.

24 июля отмечается День Святой равноапостольной княгини Ольги, которая многое сделала для принятия христианства на Руси.

Кто такая княгиня Ольга?

Точная дата рождения Ольги неизвестна. Одно из первых упоминаний о будущей княгине в летописях - свадьба Ольги с киевским князем Игорем.

Продлился их брак недолго, так как вскоре князя Игоря убили древляне. Именно тогда Ольга показала себя как жестокий политик и умелый военачальник.

После того, как древляне убили Игоря, их правитель предложил Ольге выйти за него замуж, на что Ольга якобы согласилась. Когда послы прибыли в Киев, она приказала закопать их живьём.

А когда Ольга отправилась на могилу мужа на землю древлян, то привела с собой войско, которое убило пять тысяч человек. Оставшиеся деревни Княгиня приказала сжечь, а выживших людей продать в рабство.


vesti-ukr.net

Почему Ольга считается святой?

В середине X века Ольга познакомилась с христианством и нашла в нём мудрость и успокоение.

Её считают покровительницей христианской веры: она стала проповедовать христианское учение на Руси, обратила в веру многих людей, и именно при её правлении начали строить храмы и уничтожать языческую символику.

Святая Ольга считается покровительницей милосердия, так как она помогала добрым и наказывала злых, была щедрой по отношению к бедным.

Крестили её в столице Византии - Константинополе. При крещении ей дали имя Елена, так как имени Ольга в те времена не было в христианской вере.

hramsaburovo.ru

Что просят у Святой Ольги?

У икон Святой Ольги молятся об утешении вдовы, а молодые девушки просят удачного замужества.

Ей молятся, чтобы уберечь себя и детей от беды, а также о возвращении мужа в семью.

Кроме того, Ольге молятся об укреплении новообращённых христиан.

Она также считается покровительницей матерей сыновей и вдов.

Что нужно делать в День Ольги?

В этот день всем Ольгам необходимо сходить в церковь и преклониться иконе своей наставницы.

Есть поверье, что 24 июля наступает время гроз. В этот день Святой Ольге молятся, чтобы она послала хорошую погоду и помогла поскорее закончить жатву.

По примете, дожди в этот день обещают хороший улов рыбакам. А если на день Святой Ольги погода солнечная, земледельцы могут ожидать богатый урожай.

В этот день в церквях проходят праздничные службы в память о святой княгине. В день Ольги принято молиться об утешении вдов, а также об укреплении христианской веры.

pravoslavie.ru

Чего нельзя делать в День Ольги?

Как и в другие праздничные дни, верующим в День Святой Ольги не разрешается ругаться. Бранясь в дни праздников человек оскверняет часть своей души.

Кроме того, в День Ольги православным советуют воздержаться от таких дел, как уборка, стирка, рукоделие, работы в огороде и т. д.

Конечно же, в День Святой Ольги надо думать о своих близких и никого не обижать, проявляя милосердие и всепрощение.

А мы поздравляем всех Ольг с именинами, а всех православных - с праздником!

В 903 году она стала супругой Киевского князя Игоря. После убийства Игоря восставшим племенем древлян в 945 году, Ольга берет на себя руководство державой при трехлетнем сыне Святославе. Княгиня Ольга вошла в историю как созидательница государственной и культурной жизни в Киевской Руси.

В 954 году святая Ольга посетила Царьград, где ее с почетом принял император Константин VII Багрянородный. Она была поражена величием и красотой храмов древнего Константинополя. Вскоре она приняла таинство крещения, которое над ней совершил патриарх Феофилакт, а восприемником был сам император.

По возвращении на Русь Ольга начинает строить первые храмы. Святая равноапостольная княгиня Ольга преставилась в 969 году. Со временем ее останки были перенесены святым равноапостольным князем Владимиром в Десятинную церковь в Киеве.

В саркофаге, в котором находились мощи святой княгини Ольги, было оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице с верой – оно само собой открывалось и было видно тело блаженной княгини, которое светилось подобно солнцу. Многие люди получали исцеления от различных болезней. Мощи были скрыты под спудом, то есть, под развалинами храма после нашествия татар на Киев в 1240 году.

Согласно преданию, они были вновь открыты святителем Петром Могилой в XVII веке, но уже к XVIII веку были окончательно утеряны. Княгиню Ольгу почитают как покровительницу вдов, а также новообращенных в вере.

Тропарь

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

24 июля по новому стилю отмечается память Святой равноапостольной Ольги (в крещении - Елена) - киевской княгини, жены киевского князя Игоря, которая считается покровительницей России и духовной матерью русского народа.

О личности Ольги, как ни грустно, нам известно очень мало. Почти ничего. Разные источники выдают разные версии её пр

оисхождения. Наверное, самая романтическая изложена в «Повести временных лет» летописца Нестора, которая повествует, что будущая княгиня Ольга родилась в деревне Выбуты под Псковом. Родители её были простыми людьми, а сама Ольга в юности была перевозчицей через реку.

И вот юный князь Игорь после охоты в Псковских лесах захотел переправиться через реку. Лодки у него не было, поэтому, увидев на реке лодку, управляемую юношей, князь его окликнул и повелел перевезти себя на другой берег. Но, оказавшись в лодке, Игорь понял, что ошибся, и правит ей не юноша, а красивая отроковица, к которой князь и воспылал плотской страстью и решил немедленно соблазнить её.

На что девушка ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Считается, что девушке в то время было 14-15 лет. И, скорее всего, уже тогда Ольга была не только красива и умна, но и обладала сильным характером и даром убеждения. Князь усовестился и не стал больше домогаться благоразумной перевозчицы.

Этой же версии придерживался и Карамзин, считавшей Ольгу женщиной из простого русского рода. Однако поверить в эту историю сложно, потому как принцы женятся на золушках только в сказках…

В другой летописи сообщается, что Игорь взял себе жену из Плескова в 903 году. И тут опять версии расходятся. То ли это был Плесков в смысле Псков, то ли болгарский город Плиску.

Иоакимовская летопись говорит, что Ольга происходит из рода князей Изборских, то есть из одной из древнерусских княжеских династий, которых было много на Руси в X—XI веках, но которые были вытеснены Рюриковичами. И что Ольга была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде. Семья Ольги была языческой. Имя ей было дано варяжское - Хельга, что было переиначено в русское - Вольга, Ольга.

Некоторые летописи сообщают, что до замужества Ольга носила имя Прекраса, а Ольгой была названа в честь Олега, который устроил её брак с Игорем.

Почти все историки сходятся во мнении, что родителям удалось вырастить девушку благоразумной, честной и мужественной. Она отличалась глубоким умом и целомудрием.

И, наконец, ещё одна версия утверждает, что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга, воспитанницей самого Вещего Олега, потому он и отдал её в жёны Игорю, тоже своему воспитаннику, в 903 году. В подтверждении этой теории приводится тот факт, что варяжские дружины не только уважали Ольгу, но и повиновались ей. В её правление не было никаких попыток заговоров и отъёма власти.

Если рассуждать логически, то неравный брак противоречил династии Рюриковичей. Поэтому можно с чистой совестью поверить «Повести временных лет» в том, что в 903 году Ольгу выдали замуж за князя Игоря по расчёту. Вскоре после свадьбы Игорь отправился в поход на греков, и пока муж воевал, Ольга родила сына Святослава, который будет их единственным ребёнком и прославится своими военными походами.

Как на самом деле складывались семейные отношения князя и княгини, сказать трудно. Летописи говорят, что палаты княгини на высоком берегу Днепра прозвали Ольгиным городком, и именно сюда довольно быстро из Киевского Игорева двора переместился центр государственной жизни древней Руси. Тем более что Игорь большую часть времени проводил в боевых походах, и Ольге волей-неволей пришлось научиться разбираться и в политических интригах, и принимать послов, и разбираться с наместниками. Скорее всего, князя это вполне устраивало. Вероятно, сильное женское плечо оказалось как никогда кстати. Князь воевал, занимался внешней политикой государства, а княгиня управлялась делами внутри княжества.

Некоторые летописи упоминают вскользь, что вроде бы у князя, кроме Ольги, были и другие жены. И ссылаются на то, что к 40-м годам X века Ольга и Игорь жили раздельно. Игорь оставался Киевским князем, а Ольга была княгиней Вышгорода. Тем более во времена князя Игоря многоженство было будничным явлением. Но другие летописцы уверяют, что никаких доказательств существования каких-либо других жён, кроме Ольги, не сохранилось. К тому же, судя по сохранившимся источникам, Игорь весьма лояльно относился к христианской религии. Именно при нём вера во Христа набирала силу, так, сохранился текст договора Игоря с греками 944 года, который и приводится в «Повести временных лет», описывая события 6453 (945) года.

По закону того времени мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещёная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии, а «Русь некрещёная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Так вот, христиане поставлены в документе на первом месте. Отсюда следует, что когда договор 944 года составлялся в Царьграде, князь Игорь и его приближённые к христианству относились с пониманием. Хотя, конечно, официальное положение князя не позволяло Игорю лично принять новую веру. Народ и элита княжества в то время ещё не созрела для принятия христианства.

А в 945 году князь Игорь был убит древлянами за попытку собрать двойную дань. Убив князя, древляне решили, что теперь они никому ничего не должны и неплохо было бы прибрать и Киевский престол к своим рукам. По славянским традициям древляне отправили к Ольге послов с предложением выйти замуж за правителя древлян Мала. Скорее всего, Ольга сильно горевала по мужу, к тому же она явно не собиралась отдавать кому-то власть и поэтому жестоко отомстила за смерть Игоря. Она дала понять наивным древлянам, что согласна обсудить вопрос о замужестве. Так заявила она явившимся переговорщикам: «Мне приятна речь ваша. Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою и, когда мои люди придут за вами, велите им нести себя на руках». И в это самое время приказала выкопать за городом огромную яму. А утром послы сели в ладью, которую понесли дружинники, и были сброшены в яму. Ольга же спросила: «Хороша ли честь?» И похоронила их заживо. Второе посольство древлян княгиня заживо сожгла в бане.

Затем Ольга приехала в Древлянскую землю, чтобы устроить тризну на могиле мужа, куда пригласила и древлян. По её приказу дружинники напоили древлян допьяна, и потом иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

Затем, в 946 году, Ольга вместе с малолетним Святославом осадила древлянскую столицу - город Искоростеня. Потребовала у жителей в виде дани по три голубя и три воробья с каждого двора. Те и отдали ей, что она требовала. И тогда город Искоростень Ольга подожгла, привязав к ногам голубей и воробьёв горящую паклю. Когда же город загорелся и жители, пытаясь спастись, бросились бежать из города, пощады им не было. Ольга приказала жестоко расправиться с ними — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью». Такое поведение Ольги объясняется принятой в те времена у руссов кровной местью.

После всего этого она воцарилась полновластной хозяйкой в земле русской. И, как повествует Житие: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Учёные историки сходятся во мнении, что правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, чем правление её мужа Игоря. Собственно, и повзрослевший Святослав поступал так же, как его отец, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями оставил в руках княгини Ольги. Ольге удалось подчинить славянские племена власти Киева. Все земли, находящиеся под властью Киева, Ольга поделила на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский наместник - «тиун». В 947 году княгиня вместо полюдья установила твёрдые размеры дани для древлян и новгородцев и организовала пункты сбора дани. Можно сказать, что это было установлением на Руси первой системы налогообложения. Две трети собранной дани шло в распоряжение киевского веча, третья шла на военные цели.

Весьма высоко деятельность Ольги как правительницы оценивал С.М. Соловьев. Русь при её правлении и выросла, и окрепла. Были построены города-крепости, окружённые каменными и дубовыми стенами. Были установлены первые государственные границы. Появились заставы. Чужестранцы везли на Русь свои товары, а немцы и скандинавы поступали служить в русское войско. Киевская Русь при княгине Ольге стала великой державой. Сама княгиня по-прежнему проживала в Ольгином городке, окружённая верной дружиной.

Но великая княгиня тяготилась язычеством. Она понимала, что государству для процветания недостаточно военной мощи, нужно духовное просвещение. И тогда, в середине 50-х годов Х века, оставив Киев на взрослого сына, отправилась она с большим посольством в Византию, в Константинополь, где крестилась от Патриарха Феофилакта, её восприемником был сам Император Константин Багрянородный. При крещении Ольга получила новое имя - Елена. Вернувшись на родину с иконами, богослужебными книгами, княгиня стала способствовать распространению на Руси христианства, Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.

У реки Великой княгине было виденье: будто с неба сходят «три светлых луча», после чего на этом месте Ольга повелела поставить церковь во имя Святой троицы. Ольга надеялась, что сын Святослав сочетается браком с византийской царевной, но он категорически отверг эту возможность. Да и отношения с византийским императором складывались не совсем гладко, так, Константин отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую при Аскольде. И Ольга обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Оттон пошёл Ольге навстречу, но, увы, её сын, князь Святослав, убежденный язычник, как не обращалась к нему Ольга, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться», оказался в стане сторонников язычества в Киеве. Он приказал убить племянника княгини Глеба, были также разрушены некоторые христианские храмы, возведённые княгиней.

Есть и такая версия, что изгнания римских посланников потребовала христианская община руссов, переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Из-за этой вражды в Киеве существовало неприятие римско-католической церкви. Не желая ссориться с сыном, Ольга тайно держала при себе священника. Но она была уверена, что вскоре Русь будет обращена в христианство. Как ни спорила Ольга с сыном относительно веры, она любила его, помогала и поддерживала в политике и радовалась его военным победам. И почти полностью посвятила себя воспитанию внуков, прививая им любовь к христианской вере.

В 968 году Киев осадили печенеги, Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром и со всеми киевлянами заперлась в городе, но вода и еда быстро убывали. К счастью, на помощь подоспел Святослав и обратил врагов в бегство. Ольга уже была тяжело больна и упросила сына не покидать Киев до её кончины. А ещё материнское сердце предчувствовало страшную гибель единственного сына. Святослав до последнего оставался у постели матери.

Скончалась Ольга в глубокой старости 11 июля 969 года по старому стилю. Летопись сообщает, что «плакали все по ней плачем великим - сын её и внуки и все люди». После кончины Ольги сын Святослав выполнил её просьбу - похоронил её по христианскому обычаю. К сожалению, сам Святослав вскоре был убит печенежским князем Курей, который отсёк голову князя и из его черепа сделал себе чашу, оковал её золотом и пил из неё во время пиров.

Любимый внук Ольги - святой равноапостольный князь Владимир Святославович крестил Русь, и в 1000 году повелел положить нетленные мощи бабушки в каменный саркофаг и перенести в Десятинный храм Успения в Киеве.

Уже в XI веке многие русские люди и священники хотели прославить княгиню Ольгу как православную святую. И в 1547 году Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых, то есть сделалась равной апостолам, ближайшим единомышленникам самого Иисуса Христа.

Оригинал записи и комментарии на

Поделиться: